Интервью с профессором З.И. Бежаевой

На этой странице вашему вниманию предлагается интервью с известным специалистом по анализу данных и статистике, профессором Зинаидой Ивановной Бежаевой (см. интересную книгу Айвазян С.А., Бежаева З.И., Староверов О.В. "Классификация многомерных наблюдений").

БежаеваЗинаида Ивановна Бежаева закончила знаменитый механико-математический факультет МГУ в эпоху его расцвета и долгое время работала в ЦЭМИ РАН. В настоящее время она является ведущим преподавателем кафедры "Теория вероятностей и математическая статистика" Московского института электроники и математики (МИЭМ).

З.И.: Я читаю курс лекций по прикладной статистике. Пакет STATISTICA используется как базовый пакет анализа данных, позволяющий выработать у студентов систематические навыки работы с данными, а точнее, в применении методов статистики для анализа данных. Анализировать данные теоретически или умозрительно невозможно, поэтому использование в учебном процессе системы STATISTICA очень важно.

В STATISTICA анализ данных ведется в диалоговом режиме. Система сопровождает пользователя на каждом этапе исследования, что позволяет легко осваивать ее.

Очень важно, что STATISTICA, файл справки и документация полностью на русском языке, так как даже специалистам с хорошим знанием английского языка сложно освоить английскую версию. Высококачественный перевод системы на русский язык – достижение StatSoft! В переводе документации к системе принимали участие многие известные специалисты в области статистики и работа выполнена на самом высоком уровне.

Работая на STATISTICA, студенты получают эстетическое удовольствие, видя как полученные результаты отображаются на красочных графиках. Анализ данных становится действительно творческим процессом. Тот, кто хоть раз испытал это, постарается повторить опыт.

Очень многие визуальные методы включены в систему, что позволяет провести разведочный анализ, посмотреть на данные с разных сторон, повернуть графики в трехмерном пространстве, использовать эффективное средство "кисть".

Не могли бы Вы поделиться своим видением организации учебного процесса с помощью STATISTICA? Что можно посоветовать преподавателям, использующим систему в учебном процессе?

З. И.: STATISTICA полезна для студентов разных специальностей: будущих экономистов (эконометриика), врачей (биометрика) и др.

Систему полезно использовать, например, для актуариев, для них интересны модули Анализ выживаемости и Непараметрическая статистика; для медико-биологических приложений полезны также эти методы, кроме того, модуль Основные статистики и таблицы, Дискриминантный анализ, Деревья классификации и т. д.

Чтобы заинтересовать студентов, я бы советовала начать с визуальных методов. Графика STATISTICA настолько хороша и разнообразна, что позволяет провести полноценный визуальный анализ данных; визуальным методам анализа можно посвятить 10-15 занятий. Особенно это интересно студентам младших курсов. Вначале полезно рассмотреть двумерный визуальный анализ, затем изучить многомерный визуальный анализ, анализ категоризованных данных.

В целом визуальному анализу данных можно посвятить целый семестр занятий и постепенно развивать у студентов навыки работы с данными. Как итог – выполнение курсовой работы по визуальным методам.

На старших курсах осваиваются углубленные методы, например, многомерный анализ, дисперсионный анализ, факторный анализ, анализ и прогнозирование временных рядов.

STATISTICA имеет модульную структуру, т. е. все методы, относящиеся к тому или иному виду анализа, объединены между собой, например, Кластерный анализ, Множественная регрессия, Нелинейное оценивание и т. д. Переходя от модуля к модулю, можно познакомить студентов как с классическими, так и современными методами анализа.

Вообще систему можно положить в основу курса "Компьютерный анализ данных" (для экономистов, маркетологов, актуариев...). И это был бы идеальный вариант.

Насколько я знаю, известный специалист проф. Е.В.Чепурин всесторонне использует STATISTICA для проведения практикума на механико-математическом факультете МГУ для студентов экономического отделения.

В учебном процессе наиболее часто применяется модуль Множественная регрессия.

В последнее время у нас возникает потребность в демографических исследованиях, так как ситуация в России очень тяжелая. Здесь нужны регрессии, факторный анализ, нелинейное оценивание.

В STATISTICA великолепная графика и прекрасный интерфейс. Если, например, SAS – пакет, основанный на использовании языка высокого уровня, понятного только профессионалам, то STATISTICA менее требовательна к программистским навыкам пользователя, у нее простой и ясный интерфейс.

STATISTICA – это система для самого широкого круга пользователей.

Что бы Вы хотели посоветовать преподавателям?

З.И.: Преподавателям, особенно преподавателям старшего поколения, я бы посоветовала не бояться STATISTICA и шире использовать ее в учебном процессе. Не секрет, что у преподавателей старшего поколения имеется некоторый страх перед компьютерами. С другой стороны они обладают очень высокой математической культурой. Если они познакомятся со STATISTICA, то очень многие проблемы просто исчезнут для них. Забудьте о программировании: сложнейшие графики и процедуры доступны одним щелчком мыши!

Как Вы подбираете примеры и упражнения для самостоятельной работы студентов, а точнее как Вы подбираете данные?

З.И.: Дело в том, что с системой STATISTICA поставляется целый набор файлов (около 100) с уже готовыми собранными данными. Это и результаты маркетинговых исследований, и социологические опросы, и данные по авиаперевозкам для модуля прогнозирования и многие другие. Кроме этого, студенты сами находят множество данных, например, в Internet. В сети Internet можно найти огромные массивы данных. На сайтах многих информационных агентств размещены котировки валют, финансовых индексов...

Студенты с большим интересом пытаются самостоятельно анализировать, строить прогнозы, экспериментировать с данными.

Каков Ваш собственный опыт использования пакета?

З.И.: Действительно, у меня есть опыт использования пакета STATISTICA для решения разнообразных задач. Например, однажды ко мне обратились из промышленности с очень интересной задачей. Она заключалась в исследовании условий хранения взрывчатых веществ. Необходимо было установить зависимость срабатывания заряда от объема и давления на образец. Эта задача была решена на STATISTICA в фантастически краткие сроки с помощью логит-регрессии (смотрите статью на нашем сайте).

На кафедре физики МИЭМ некоторая технологическая задача была решена подгонкой гауссовскими кривыми с использованием метода МНК. Если раньше для расчетов использовалась логарифмическая линейка, то сейчас - STATISTICA, которая не только дает числовые результаты обработки данных, но и представляет их графически. Удобный современный инструмент для обработки статистических данных.

Я замечала, что некоторые исследователи высказывали мнение, что для решения элементарных задач статистики им проще было написать собственные программы, чем воспользоваться функциональными средствами пакета STATISTICA. Но потом оказывалось, что на самом деле необходимые методы в пакете гораздо лучше алгоритмически реализованы, снабжены многочисленными графиками, просто эти пользователи не захотели лучше ознакомиться с меню и диалоговыми окнами пакета.

Что бы Вы хотели пожелать StatSoft?

З.И.: Сейчас студенты очень заинтересованы в освоении новых информационных технологий, так как понимают, что эти навыки им будут необходимы при дальнейшей самостоятельной работе. Тот кто умеет анализировать данные на компьютере – уже много умеет в этой жизни! Я бы хотела пожелать StatSoft дальнейших успехов в развитии новейших технологий для анализа данных.


Другие интервью
Новости в образовании

‹‹
››
ПнВтСрЧтПтСбВс


info@statsoft.ru       (495) 787-77-33       (499) 674-06-15       STATISTICA Data Miner 13.3 Trial

Авторские права на дизайн и материалы сайта принадлежат компании StatSoft Russia.
Все права защищены.

© StatSoft Russia
1999-2018

StatSoft Russia – компания, зарегистрированная и действующая в соответствии с законами России, которые могут отличаться от законов других стран, имеющих офисы StatSoft. Каждый офис StatSoft является самостоятельным юридическим лицом, имеет право предлагать услуги и разрабатывать приложения, которые могут быть, а могут и не быть представлены в офисах StatSoft других стран.

Лицензионное соглашение      Карта сайта